Ремонтная сварка, наплавка чугуна на холодную, сварочной проволокой ПАНЧ-11
Основа этого метода состоит в исполнении механизированной сварки, наплавки ковкого чугуна сварочной проволокой ПАНЧ-11 диаметром 1,2 мм из сплава, в основе которого стоит никель, с примесями железа, кремния и углерода обладающей само защитными характеристиками.
Сплав ПАНЧ-11 разработан для холодной сварки, наплавки чугуна открытой дугой, без дополнительной защиты газом или флюсом. Так как в состав проволоки заложены редкие элементы, предотвращающие окисление сварочной ванны и помогают формировать качественный плотный шов. Дуга стабильна, процесс протекает практически «без брызг», что положительно влияет на качество шва ремонтируемой детали. Сварку чугуна, возможно производить со всех доступных пространственных положений.
Таким методом можно заваривать трещины, сколы, выбоины расположенные в любом доступном месте чугунной детали. Приваривать обломанные части, наплавлять небольшие пробоины, изношенные посадочные отверстия. Наплавленный металл идеально поддается обработке, отсутствует коробление, не создаются внутреннего напряжения.
Хорошо зарекомендовала себя сварочная проволока ПАНЧ 11 при сварке чугуна различных марок. Она качественно сваривает трудно свариваемый чугун, не отбеливает, не допускает при нагреве моментально переходить в жидкое состояние и противостоит трещинообразованию.
Для повышения надежности сварки проволокой панч11 можно вставить в разделенные кромки шва резьбовые шпильки. Также возможно использовать способ «отжигающих валиков». Накладывая второй и последующие валики, начальные сварочные швы повторно разогреваются, поэтому остывание происходит более щадящее равномерное. По этой причине основная часть цементита разрушается и образуется сплав, выделяющийся большим уровнем мягкости, и меньшим уровнем отбеливания. Несмотря на то, что структура разных зон сплавки неодинакова, она на много лучше, обычной сварки. Отличный результат показал объединенный способ отжигающих валиков и шпилек.
Благодаря малому диаметру проволоки сварку можно вести на малом токе, деталь сильно не нагревается. Глубина проплавления основного металла составляет 1,5-2 мм. Сплавление электродной проволоки с основным металлом детали хорошее, подрезы шва не образуются. Металл шва обладает высокими механическими свойствами: предел прочности на разрыв до 55 кг/мм2, твердость повышается только на узком участке рядом со швом, прочность соединения на разрыв не ниже 95% прочности основного металла. Оборудование. Для сварки проволокой ПАНЧ11 применяются полуавтоматы А-547, А-547У, А-825 и др. в комплекте с соответствующим выпрямителем. Указанные полуавтоматы комплектуются шланговыми держателями для проволоки диаметром 0,8мм и 1,2 мм.
Как и при заварке трещины ручным электродуговым способом, поверхность вокруг нее должна быть зачищена до металлического блеска. При осмотре трещины очень важно точно определить ее размеры. На расстоянии 5-8 мм от видимого конца трещины в направлении ее развития просверливают отверстия диаметром 3-3,5 мм. Вдоль трещины делают неглубокую и узкую канавку (раза в два меньше, чем при разделке канавки под электродуговую сварку электродами ОЗЧ). Снижение объема наплавленного металла обеспечивает важное условие - возможно меньший разогрев основного металла при сварке.
Техника и режимы сварки. Сварка может выполняться в любом пространственном положении, однако предпочтение следует отдавать нижнему. Заварка трещины производится короткими участками длиной 20-60 мм. Чем меньше толщина свариваемого металла и чем напряженнее стенка в месте сварки, тем короче должен быть завариваемый участок трещины. После наложения шва на участок трещины сварку прекращают и дают охладиться металлу до температуры 50-60° С. Во время паузы шов проковывают легкими ударами молотка (носовой частью). Порядок наложения швов на трещину такой же, как при ручной электродуговой сварке чугуна.
Силу сварочного тока, напряжение, вылет электродной проволоки и скорость сварки выбирают в зависимости от толщины свариваемого металла. Чем толщина меньше, тем меньше величины всех других параметров сварки. С учетом того, что толщина большинства стенок автомобильных деталей находится в пределах 3-8 мм, полуавтоматическую сварку проволокой ПАНЧ-11 диаметром 1,2 мм осуществляют при силе сварочного тока 90-140 А, напряжении 16-19 В, вылете электродной проволоки 10-15 мм и скорости сварки 8-12 м/ч.
Сварные соединения, поддаются обработке любым режущим инструментом.
Несмотря на большие преимущества полуавтоматической сварки проволокой ПАНЧ-11, применение этого способа при восстановлении чугунных деталей пока ограничено из-за сравнительно высокой стоимости.