Из истории сварки магистральных трубопроводов в СССР
Современное
развитие индустриального общества невозможно без потребления энергоресурсов. Из
года в год общество увеличивает
потребность в энергоносителях. По статистике за всю историю человечества
было использовано сто шестьдесят млрд. тонн, а из них сто десять млрд. тонн
топлива было использовано в последние тридцать пять лет. При таком росте
потребности в энергоносителях, растет потребность в строительстве новых
трубопроводов. Ведь именно по трубопроводам поставляются такие энергоносители
как нефть и газ. Доставка газа и нефти осуществляется непосредственно от
месторождения. На ряду с этим, в последнее время магистральные трубопроводы
задействуются для транспортировки химических веществ, таких как аммиак и
этилен. Кроме того ведутся разработки для применения трубопроводов в
транспортировке сыпучих веществ.
Основной
способ соединений труб в трубопроводах это сварочное соединение. Сварочных
соединений трубопроводов настолько много, что длинна их сварочных швов уже
превышает длину экватора.
Самое
первое сварочное соединение в отечественных трубопроводах было применено при
строительстве нефтепровода из Грозного в Туапсе в 1927 году. Сварочные
соединения производились при помощи
газосварки и электродуговой сварки. Следующий трубопровод из Баку в город
Батуми был полностью соединен при помощи газосварки. Электродуговая сварка для
соединения трубопровода стала массово применяться с 1933 года, при
строительстве трубопровода от города Гурьев до города Орск.
Уже с 1945
года стали применять сварку механизированного типа при строительстве
трубопровода из города Саратова. А благодаря разработкам института имени Патона
в нашей стране была применена сварка под флюсом механизированного типа. Для
сварки трубопроводов это делалось впервые в мировой практике.
Сварка
стыкового типа при строительстве трубопровода была впервые использована в 1952 году. Произошло это благодаря
разработкам Патона. Трубопровод варился диаметром 377 мм. Сварка производилась
непрерывного типа, с оплавлением при помощи контурных трансформаторов, которые перемещались
по окружности. В разработке кроме Патона участвовал ВНИИСТ и СКВ Газстрой-машина.
В 1959 году благодаря их же разработкам в прокладке трубопровода впервые была
использована сварка в среде углекислого газа. Сварка производилась при помощи
газозащитных целлюлозных электродов.
С развитием
технологий сварки трубопроводов росли и диаметры используемых труб. Если в 1952
году максимальные размеры труб были использованы такие как тут диаметром до 520
мм., то в дальнейшем диаметр используемых труб вырос до 1020 мм.
Трубопроводы
в Советском Союзе уже в 1971 году достигли протяженности сто тысяч км.
Максимальный диаметр трубопроводов был не более 1020 мм. Месторождения
находились достаточно далеко от крупных промышленных центров, в связи с этим
приходилось строить трубопроводы длинной до четырех тысяч км.