Баббитом
называется сплав, в основе которого содержится олово. В него добавляется свинец
и другие металлы. У такого сплава получаются
отличные свойства скольжения, и минимальный показатель по трению. Получается это за счет структуры баббита.
Структура состоит из пластичной основы, в которой присутствуют частички
повышенной твердости. На эти частички и
приходится главная опора от валов, а частички при этом вдавливаются в основную
структуру, тем самым перенося нагрузку на всю площадь подшипника. За счет этого
подшипник может держать высокие нагрузки. Характеристики твердости сплава обычно слабее характеристик
основного вала. В связи с этим, поверхность баббитового сплава значительно
быстрее изнашивается чем, основного вала.
Баббитовые подшипники
получили широкое применение во всех отраслях промышленности. В автомобилях баббитовое
напыление используется не только в подшипниках, но и во вкладышах скольжения.
Множество крупных компаний например таких как Trialli, занимаются производством
автозапчастей с напылением баббита.
Чаще всего
баббитовые вкладыши или подшипники эксплуатируются в режиме постоянной смазки.
Но даже в этих условиях происходит постепенный износ слоя, который приводит к увеличению
зазора вращающихся частей. В двигателях при этом, как правило, появляются новые
металлические стуки, падает давление масла и др.
Величина
баббитового слоя колеблется в чугунном вкладыше от трех до шести мм, в стальном
от двух до четырех мм, в бронзовом до трех мм. Толщина слоя зависит от диаметра
рабочего вала, соответственно меньший слой используется для более тонких валов.
Наплавка
подшипников
На
некоторых ремонтных предприятиях производят нанесение баббитового слоя на
старый слой. Но это зачастую приводит в дальнейшем к значительным проблемам.
Баббитовый слой получается не однородный, склонный к расслоению и разрушению. А
это в последствии может послужить причиной аварийной поломки двигателя или
механизма.
Поэтому перед
наплавкой нового ремонтного слоя подшипника необходимо очистить его от старого
слоя. Для этого производят разогрев подшипника в специально горне. Разогрев
происходит в среднем до 250 градусов. При такой температуре происходит
размягчение баббита. После размягчения при помощи удара старая баббитовая
наплавка отделяется от подшипника.
Наплавка
баббитового слоя дело не простое. В каждом случае требуется баббит
определенного сплава, и соответственно наплавка разных баббитов также будет
отличаться по технологии. Соблюдение всех тонкостей технологического процесса наплавки баббита,
позволяет производить ремонт подшипников высокого качества.
Выдержать в
точности технологический процесс возможно только при условии применения
специализированного оборудования. При помощи газотермического напыления
достигается равномерный слой с микропорами. Микропоры помогают в дальнейшей
работе удерживать смазывающий материал, что способствует улучшению скольжения.
Газотермическое
напыление баббитового слоя может быть газопламенным способом или плазменным.
Газопламенным
способом производится напыление баббита в виде порошка. Сначала порошок попадает
в область высокой температуры, которая создается при помощи ацетиленокислого
пламени. А после расплавления материал
подается непосредственно на деталь, для образования наплавки.
При помощи
плазменного напыления производятся покрытия с повышенными качественными характеристиками.
И стоит отметить что этим способом можно наносить не только баббитовые сплавы,
но и любые другие, даже наиболее тугоплавкие.